Новый Орлеан: почему с Французского квартала всем городам нужно брать пример?

Aleksandr Shutkin
15 min readNov 14, 2020

--

Привет, друзья! По ряду объективных причин продолжение рассказа получается долгим, а сами статьи длинными .Напишите, пожалуйста, удобно ли такое вообще читать, или надо просто делать короткие посты с фотографиями и не заморачиваться с описанием?

Сегодня будет большой пост про очень крутой Новый Орлеан. В этой части рассказа самый знаковый район города — Французские кварталы. Есть ещё не менее крутые Английские кварталы, но о них в другой раз.

Сегодня в Новом Орлеане живет почти 400 тысяч человек, и это самый густонаселенный город Луизианы. Новый Орлеан, пожалуй, самый неамериканский американский город. Вообще, когда говорят о “Новом Орлеане”, часто в первую очередь имеют в виду исторический “Французский квартал”, крутейший джаз, креольскую морскую кухню и ураган Катрина, который тут всё порушил. Хотя, конечно, об урагане сейчас уже почти ничего не напоминает.

Мы приехали в город после плантации Дестрехан в атмосфере полнейшего тропического ливня. Покрутив несколько неспешных кругов по историческому кварталу и поняв, что припарковаться там нереально вообще никогда, мы нашли многоуровневый паркинг на границе с современным районом. Крытые парковки американцы делают грамотно —как правило, с первого взгляда снаружи даже не поймёшь что это парковка — въезд на рампу и выход в город могут находиться совсем в разных местах, а сами здания блокированы, например, с офисами или гостиницами и выходят на улицу единым фасадным фронтом.

Я уже писал в прошлый раз, что Новый Орлеан был основан как столица французской колонии. Отсюда собственно и название района. Вот так он выглядит на старинных картах:

Про историю города в этот раз много писать не буду. Новый Орлеан всегда был и остаётся одним из важнейших городов на Юге Соединенных Штатов. Впрочем, город регулярно страдает от всяческих природных катаклизмов. Вот фото одного из крупнейших наводнений после урагана Бэтси 10 сентября 1965 года. Скорость ветра тогда достигала 230 км/ч! Было затоплено около 16 000 домов.

Но самым разрушительным здесь считается недавний ураган Катрина, обрушившийся на Новый Орлеан в 2005 году.

Ураганы в Атлантике образуются регулярно. 27 августа 2005 года свежий и бодрый ураган двинулся от Флориды в сторону Луизианы. По всему штату объявлена добровольная эвакуация. Уже 28 августа Катрина набрала силу в Мексиканском заливе и превратилась в мощнейший ураган. Была объявлена полная эвакуация населения. Довольно быстро удалось вывезти около 1 миллиона человек, но при этом в городе всё ещё оставались порядка 600 тысяч людей.

Ситуация ухудшилась после прорыва дамбы на четырех городских каналах. Часть людей смогла укрыться на главном городском стадионе, расположенном на возвышенности, однако ураган сильно повредил его крышу и возникла угроза обрушения конструкций.

Основная часть людей, которые не смогли уехать не имели для этого средств или посчитали свои дома надёжным укрытием. Многие люди спасались на крышах, но оставались без воды и еды.

Только официально погибшими во время урагана Катрина считаются 1836 человек.

Тяжелые кадры.

Даже спустя 15 лет последствия урагана всё ещё ощущаются. Мы, например, не смогли найти ни одного почтового ящика в городе. После урагана почта отказалась устанавливать новые ящики по всему штату. Теперь отправить и получить корреспонденцию можно только в почтовых отделениях.

В Новом Орлеане очень здорово отмечают названия улиц на перекрёстках вот такой плиткой. Странно, но мы нигде не нашли сувениров с этой темой. Кто-то уже должен взять эту идею и воплотить!)

Традиционная для больших американских городов проблема складирования мусора прямо на улице актуальна и для Нового Орлеана. В центральной части правда это обретает некоторые “цивилизованные формы”, то есть мусор не разлетается по всей округе, а аккуратно сложен в мешки.

Очень красивая пожарная машина. Все пожарные части в Америке стоят с открытыми воротами, машины всегда готовы отправиться на вызов.

Пока экипаж гуляет под нашим единственным зонтом из нью-йоркского музея Гуггенхайма, я гуляю без зонта.)) К вечеру дождь изрядно меня утомил, и мы на почте купили ещё один зонт — с картой Нового Орлеана, само собой!

Я уже писал, что американцы сильно заранее готовятся к Хэллоуину — тыквы и всякие украшения разной степени наивности нам начали встречаться ещё в Нью-Йорке, но ново-орлеанцы тут однозначно всех превзошли! Такого отчаянного и творческого подхода мы больше не встретили нигде.)

Ещё во французском квартале повсюду можно встретить от такие пластмассовые бусы — раз в год здесь проходит главный городской карнавал Марди Гра и во время него бусы выполняют роль своеобразной валюты. Не знаю причем тут бусы, но сам праздник уходит корнями в языческое прошлое — вот тут есть описание карнавала и несколько фото, если кому-то интересно.

Ну а нам в первую очередь интересен формат и масштаб улиц французского квартала. Для больших домов в центральной части тут характерны широкие галерейные металлические балконы. Эти самые балконы полностью перекрывают тротуар и позволяют организовать удобный торговый фронт улицы. Особенно логичным это планировочное решение выглядело под проливным дождём!

Отдельная история про небольшие дома. Пожалуй, это главная тема Нового Орлеана и это очень похоже на исторические кварталы Самары. Правда пока кажется, что Катрина прошла именно в Самаре.

Я не стал специально фотографировать улицы Самары. Вот несколько снимков с Яндекс-панорам

Масштаб застройки практически идентичный. К Чемпионату мира по футболу в 2018 году многие самарские дома лубочно подшаманили и они ещё некоторое время будут выглядеть вполне прилично. Но в качестве отношения к историческим домам нам до Нового Орлеана ещё очень далеко.

Джентрификация пришла в Новый Орлеан довольно рано, за десятилетия до появления этого термина. Всем же известно, что настоящий подъём городских районов происходит там, где начинает селиться творческая элита? Так произошло и здесь. Первая волна “новой жизни” во Французский квартал пришла в 1920–1930-е годах, когда писатели, художники и музыканты стали селиться в этом районе, привлекаемые низкой стоимостью жилья, средиземноморским климатом, хорошей едой и бухлишком, несмотря на сухой закон. В это время произошла первоначальная реставрация квартала. После Второй мировой войны в район устремились более богатые и образованные жители, которые окончательно вытеснили сицилийских работяг и чернокожих креольских аборигенов.

Французский квартал окончательно сформировался как процветающий исторический район и визитная карточка Нового Орлеана к 1970-м годам. Вплоть до Катрины в 2005-м году район активно развивался и заряжал городской энергией соседние районы, несмотря на общую убыль населения региона.

Этот ряд фотографий наглядно показывает как устроены правила парковки в историческом квартале: машину можно свободно парковать только в пределах фасада своего дома. Маленький дом — маленькая машина. Впрочем, на Смартах тут ездит даже полиция.

Ещё одна ассоциация с Самарой — дворовые пространства. Это практически такие же замкнутые планировочные структуры, где в каждом дворе свой самобытный мир. Мы зашли в один из них — это был двор дорого отеля, но большинство дворов — это те же жилые дома, что и у нас. Могли бы мы сделать также в Самаре?

Если кому-то будет интересно, ниже по ссылке статья про исследование джентрификации Нового Орлеана. Там довольно активная дискуссия по этому поводу в комментариях:

Следующие две фотографии — скорее про нетипичную застройку для Французского квартала: дом с палисадником и псевдостаринный бар.

Весь район можно неспешно обойти за пару часов и пройти насквозь минут за пятнадцать. Всё так же шел дождь. Мы дошли до французкой площади, рядом с которой в галерее полупустого кафе музыканты играли отличный джаз.

Впрочем, центральные улицы Французского квартала в отсутствие лютых толп туристов оказалось изучать гораздо удобнее. На следующий день тут было уже не протолкнуться.

Постепенно вышли на берег Миссисипи и посмотрели на большие корабли и портовую жизнь. Как таковой набережной здесь нет. Довольно странно, тут как и в Ганнибале Миссисипи отделяет от города железная дорога. Правда здесь она не такая активная.

На набережной Миссисипи можно встретить настоящие колёсные пароходы времён Марка Твена. Этот, кончено уже современный, катает туристов, но в кормовой части у него самое настоящее водяное колесо.

Железнодорожный переход.

Промокнув в очередной раз, решили попробовать местную креольскую морскую кухню, благо ресторанов в этом районе достаточно много. Само наличие моря и свежих морепродуктов к тому располагало. Ира заказала знаменитые жареные зеленые помидоры (есть такой фильм по роману Фэнни Флэгг), я, кажется, заказал что-то вроде супа с креветками, а Ева решила заказать Po-Boy (По-Бой) — так назыаются местные самобытные бургеры (вытянутые, их режут пополам).

Тут же в ресторане решили, что надо остаться в Новом Орлеане ещё на один день, потому что негоже смотреть город только наполовину из-за какого-то там дождя. Кемпинг в этот раз уже не рассматривали — погода к палатке никак не располагала, потому там же забронили недорогой отель в букинге (потом я об этом пожалел).

До самой темноты мы продолжали бродить по улицам. Тут можно встретить самые разнообразные магазины: бутики и галереи с очень крутым и дорогим искусством, или вот, например, магазин турецких фонариков — мы себе привезли такой из Анталии.

Без труда нашли свою машину в паркинге и уже в ночи отправились на поиск забронированного отеля. Что оказалось тем ещё квестом! Первая ошибка- никогда не нужно вестись на красивые фотографии в букинге и надпись типа “новый отель после ремонта”. По факту нам достался бывший отель сети Quality Inn который сменил владельца, но не ремонт и лишился вывески, поэтому мы нарезли круги по хайвею и сначала принимали этот отель за офисный блок. В общем, грязные номера дешевых американских отелей — то ещё “удовольствие”. В нашем ещё, похоже, кто-то курил до нас и совсем не сигареты, а в коридоре валялись трупики пятисантиметровых тараканов. Мой экипаж этого не видел, ну и хорошо. И это ещё один ответ, почему в кемпинге и палатке ночевать гораздо приятней. Зато посмотрели “Тайную жизнь домашних животных” в оригинале по ТВ.)

Наутро оправившись от отельных потрясений, позавтракали в классическом черном дорожном Маке, и вернулись во Французский квартал на ту же проверенную парковку, чтобы в первую очередь посетить музей Джаза.

Мы уже были во многих музыкальных локациях: Зал Славы Рок-н-ролла в Кливленде, Музей Джонни Кэша и Зал Кантри в Нэшвиле, Ранчо Джерри Ли, Элвис-лэнд рядом с поместьем Грэйсленд, и, честно говоря, ожидали примерно такого же размаха. Но сам Музей Джаза оказался достаточно скромным. В некотором смысле он хорош уже тем, что больше похож на традиционный музей, нежели на “диснейленд”.

Из интересного здесь несомненно настоящий белый рояль Фэтса Домино и первая труба Армстронга. Домино жил в Новом Орлеане до урагана Катрина. После урагана рояль сильно пострадал, его восстановили и передали музею.

Большой зал посвящен Луи Прима (Louis Prima), наверняка вы помните песню Балу из диснеевской Книги Джунглей — это вот как раз он. И ещё тут большая экспозиция про “панк-джаз” (хотя никакого панка, конечно, тогда ещё не придумали) — я имею в виду джаз на всяких подручных инструментах типа стиральной доски или пустых бочек.

После музея отправились на местный рынок, где можно было бы прикупить голов аллигатора на любой вкус и размер, не знаю почему мы не купли голову… ну во-первых это как-то негуманно, хотя..

Аллигаторов тут сразу же можно было и отведать. Мы почему-то не попробовали. Зато в поисках уникальных поделок можно набрести на местные изделия из консервных банок. Это вам не лебедей из покрышек вырезать!.)

Долго гуляли по Французскому кварталу при хорошей погоде. Тут можно фотографировать каждый дом! Вот например к вопросу о наличниках — еще одно подтверждение, что резные деревянные наличники это не только наше российское изобретение. Хотя можно вообразить версию, что после войны 1812 года часть гусар осталась во Франции, а потом перебралась в Луизиану. Русская душа в окне без наличника, как известно, жить не может, поэтому эта архитектурная деталь здесь прижилась. Это только версия, конечно. Полностью антинаучная.

Одна из чисто новоорлеанских штук — столбики с головами коней. Собственно, раньше к ним коней и привязывали. Сейчас это элемент местной айдентики — каждый такой столбик уникальный!

Другой символ Нового Орлеана — это знак цветка лилии или Fleur-de-lis. Он размещен на флаге города и встречается практически везде, где только можно.

Этот знак в принципе очень активно использовался во всякой французской геральдике, потому его повсеместность в Новом Орлеане вполне понятна. Здесь символ вышел дальше геральдики и превратился в городской бренд. Во времена правления короля Людовика IX три лепестка цветка олицетворяли веру, мудрость и рыцарство, а также были знаком божественной милости, дарованной Франции. Потом традиция символизма Троицы была установлена ​​во всей Франции, а затем распространилась повсюду на территориях её колоний.

На самом деле по Французскому кварталу можно гулять очень долго. Кто-то зависает в многочисленных барах или сувенирных магазинах, а мы фотографируем буквально каждый угол и двор.

Вон как круто — два дядьки педантично и аккуратно ремонтируют свой старинный дом. Красота же!

Очень крутые цвета во Французском квартале. Вообще в штатах в основном полный порядок с колористикой — тут нет каких-то кричащих вырви-глаз цветов, всё прекрасно сочетается друг с другом. Честно говоря, почему так — загадка. Вряд ли все уж американцы серьёзно шарят в колористике, но какой-то жести типа как “злонадоевшие” детские площадки КСИЛ тут не встретишь. Почему-то так разобраться с цветом у нас в городах пока не получается.

Рядом с Французским кварталом есть Армстронг Парк — небольшой зеленый сквер с огромными ветвистыми деревьями среди малоэтажной застройки. Раньше на этом месте по выходным собирались рабы, чтобы обменяться новостями.

Еще несколько фотографий непарадных, но очень аккуратных улиц.

С западной части район ограничен деловым кварталом с традиционными высотками. Там ничего особенного не было, кроме возмутительно рекламы из музея Второй мировой войны. Мы не были в музее, но из рекламы сразу следовало что победители в той войне были американцы и никто больше. Возмутились и поехали дальше.

Впрочем, с высотками в Новом Орлеане не всегда получается. Может оно и к лучшему.

Оставляйте комментарии про формат, оставайтесь на связи! В следующей части будет про совсем другой английский Новый Орлеан.

--

--