Грузия. Сентябрь 2018. Часть 4

Aleksandr Shutkin
9 min readOct 2, 2019

Каньон Окаце. Дорога до Батуми и окрестности.

Водопад Кинчха

Задерживаться в Тбилиси не входило в наши планы. Дальнейший наш маршрут лежал к морю в район Батуми, но по пути мы решили проехать через Кутаиси, посетить каньон Окаце и водопад Кинчха.

Дорога от Тбилиси до Батуми — главная грузинская дорога. В основном это отличное широкое шоссе, где можно ехать быстро — но местные всё же едут довольно осторожно, полагаю, из-за высоких штрафов, хотя мы обошлись без них.)

Бензин дорогущий, первый раз заправились на трассе 92-м., сейчас не вспомню сколько он стоил, но по ощущениям расход топлива в денежном эквиваленте вырос раза в два. На горных перевалах дорога превращается в двухполосный серпантин, достаточно сильно загруженный грузовиками — на одном из таких участков увидели речку и свернули к ней пообедать.

Кутаиси не фотографировал. Проехали его насквозь, не останавливаясь. Удивила бедность и какая-то тотальная разруха в городе. Несмотря на то, что сюда был перенесен (в чистое поле буквально) грузинский парламент, несмотря на то, что именно в Кутаиси в советское время была сосредоточена грузинская промышленность — здесь делали грузовики КАЗ и железнодорожные элекровозы, сейчас город представляет собой очень унылое зрелище. Возможно где-то в нем есть интересный исторический центр, но таких разваливающихся советских панелек я до этого момента не видел нигде. О былой промышленности напоминают разве что заборы и старые железнодорожные рельсы. К слову сказать, сейчас налажено регулярное железнодорожное сообщение между Тбилиси и Батуми и иногда по путям проносятся красивые современные поезда — не знаю, правда, грузинские ли теперь они.

Водопад Киньчха находится выше каньона на несколько километров и расположен недалеко от одноименной деревни. Приехали туда уже в сильных сумерках. Дальше смотровой площадки (около малого водопада) начиналась грунтовка к главному большому водопаду. По этой грунтовке регулярно ходили Уралы с лесом и была она не то чтобы разбитая, но с большими скользкими валунами. Тойота на них забралась довольно бодро, а наши друзья на споритвном Лансере проехать не смогли и остались ночевать в деревенском гест-хаусе.

Мы же обнаружили отличную чистую полянку прямо рядом с этой грунтовкой и остановились на ней на ночлег.

До этого момента мы останавливались лишь в тех местах, куда могут добраться обычные моноприводные машины, и, к сожалению, в этих местах природа всегда была значительно попорчена человеком. В тех местах, куда добраться не слишком просто сохраняется природа без мусора. Это была самая чистая и самая “природная” наша стоянка в Грузии. Ночью в горах без засветки был ярко виден млечный пусть (даже здесь, кажется, был уверенный приём 4G). Мерным низким звоном нашейных колокольчиков обозначали своё присутствие ночные коровы, возвращающиеся с пастбища в деревню. Красота!

После нехитрого завтрака встретились с друзьями и пешком прошли около километра до водопада.

Шикарный водопад! Наверное это был самый большой из водопадов, в котором удалось искупаться. Невероятные ощущения. Несмотря на то, что осенним утром в горах довольно бодро, и в воду лезть абсолютно не хотелось, несколько раз (я — два)с Серёгой мы в водпад всё же прыгнули. Ну и постояли под ним немного тоже.

Да и в целом нам там очень повезло, потому что когда уже собирались возвращаться к водопаду приехала группа шумных туристов.

В деревне на смотровой площадке видно малый водопад — совсем тонкую струю воды, но падающую с достаточно большой высоты — что-то около шестнадцати метров. Там же есть довольно живописное русло реки, куда вытекает основной водопад. Побродили там. Интересно и живописно. Пообедали в кафе там же — “настоящим” )) грузинским шашлыком и традиционным салатом — крупно нарезанные помидоры, лук, огурцы, посыпанные тертым грецким орехом. Очень вкусный салат в своей простоте.

Спустились к каньону уже в послеобеденное солнце. Кажется, в каньон продают билеты только до трёх дня и мы еле успели. В деревне у дороги расположен туристический центр — довольно интересная незаурядная архитектура, там необходимо купить билет (15 лари для взрослого и 7 лари для детей) и несколько километров идти по тропе до, собственно, каньона. Ушлые ребята сразу предлагают автомобильный трансфер за 12–6 лари, но мы решаем прогуляться и решительно идём пешком — и ни разу не жалеем! Это не трудно, и виды отличные! Но вообще, там проезжабельно на Форестере и X-Trail, так что добраться до чек-поинта можно и на машине при большом желании.

к к

Тропа вполне благоустроенная и удобная, выложена бутовым камнем. Построена она ещё не до конца, но судя по всему её доделают в самое ближайшее время (или уже доделали). Ниже на фотографии павильон туалетов. Вот так снаружи должен выглядеть нормальный общественный туалет!

Дальше то, ради чего мы сюда приехали — парящая тропа над каньоном. Очень красиво! А ещё эти мостики немного вибрируют от шагов, что тоже придаёт прогулке определённую бодрость и остроту.

В конце маршрута расположен консольный вынос метров на 30–40 со смотровой площадкой. Вон там на фотографии выше на ней скучает охранник. В целом, на каньоне бывает довольно много людей, место становится всё популярнее с каждым годом. Нам снова повезло, что мы попали сюда перед самым закрытием. Перед каньоном расположен очень крутой пункт охраны, тут проверяют билеты, но никак не продают. (я не сразу вспомнил куда их положил, потому была вероятность пробежать 3+3 км обратно к основному зданию за новыми билетами, но обошлось). Очень мощный и такой протокубический объект!

На обратном пути раскрываются шикарные горные пейзажи. Вся инфраструктура своей аккуратностью и деликатным отношением к природе напоминает хорошие американские или европейские кемпинги. Молодцы.

Обратная дорога там несложная — даже в гору пролетела на одном дыхании. Около выхода встретили задорную лошадку. Похоже она решила поиграть в прятки с нами.)

Двинули в сторону Батуми мы уже в сумерках. Вообще, надо сказать это была не самая лучшая идея. Там оказалась довольно узкая и загруженная фурами дорога, ну и у Тойоты не самый лучший свет, надо признать, для ночных перегонов. Уже в темноте мы выехали к морю. Настя по дороге искала в букинге разные варианты по размещению, но, кажется,все попадались какие-то странные. В результате мы поехали почти наугад к побережью близ Кобулети. Это был какой-то странный закрытый кемпинг, где то ли отдыхала очень большая семья, то ли это был съезд какой-то мистической секты. В общем, нас не очень-то приветливо, но пустили переночевать одну ночь. Утро вечера мудренее, подумали мы, а ночью эти неразговорчивые жители кемпинга ходили со свечами по каменной спирали на поляне и что-то ритуальное пели, вот так-то!

Впрочем, утром картина предстала тоже не совсем в том виде, что мы ожидали от отдыха на море. Здесь без описательных комментариев… В ночи мы попытались проехать на дикий берег — это вон там прямо за стенкой, но он там берег оказался не только грязный, но и какой-то слишком болотистый для палаток. Странные массивы леса отгорожены каменными заборами, за которыми ничего особенного кроме болот нет.. Потом в ночи мы увидели в этих болотах фары какого-то внедорожника.

За дефицитом дров местные жители ходят по побережью и собирают “дары моря”. По всему видно, мы тоже предались этому занятию.) Ева настолько полюбила одну из этих коряг, что кажется она до сих пор у нас дома где-то лежит. Зато на поляне росли красивейшие кудрявые сосны. Шишки у них были размером с хороший кокос. Прилети такая на машину или на голову — мало бы точно не показалось!

Мы ритуально искупались в море, но оставаться дальше на этом месте явно не входило в наши планы. Несколько раз мы пытались съехать к дикому берегу, но все места в плане чистоты природы были только хуже. Вообще это серьёзная экологическая проблема. Нигде раньше я не видел на море столько мусора, среди которого бродят коровы. К обеду мы завернули в Кобулети — хороший курортных город, пообедали хинкали и двинулись в сторону Батуми. На центральной площади встретили тот самый внедорожник с болот — с российскими номерами, на серьёзных мостах и с автоподкачкой колес.

Кобулети понравился — несмотря на то, что это маленький город с населением 19,7 тыс человек, он очень живой и по-своему самобытный. Собственно заехали мы сюда, как оказалось не случайно.

По дороге из Кобулети в сторону Батуми мы обнаружили еле заметную вывеску “GeoCamp”. Что-то читал о нем, и даже искал именно его, как потом оказалось. Тут мы провели несколько отличных дней на море в палатке. Могу ошибаться, но в окрестностях Батуми это самое чистое и красивое побережье.

Батуми как на ладони, да и Юкки нашел себе здесь товарища. Ну ладно, не очень-то товарища, как потом оказалось, но всё же.)

Долгий и красивый закат, тёплый пляж в конце сентября. То что нужно! Несколько дней никуда не ездили.